ДВЕНАДЦАТЬ УЛЬЕВИзвестно, что реформы образования преследуют не одно поколение школьников. В год основания нашего интерната в 1963 году выпуска из школ не было. В 1962 году состоялся, как нам тогда показалось, последний выпуск десятиклассников, а весной 1964 года все школы кроме нашей выпустили одиннадцатиклассников. Эти люди вступали во взрослую жизнь не абы как, а с приобретённой уже в школе нужной профессией. Но вот наступила осень 1964 года, и вместо провозглашённого завершения построения коммунизма к 1980 году внезапно наступил конец «Хрущёвской оттепели». Известно, что 11-летнее образование происходило от идеи, как говорил Никита Сергеевич Хрущёв, связать школу с жизнью. Наш первый директор Кривошей Иван Степанович всячески старался воплотить это в реальные дела. За забором школы из окна нашего класса виднелись бескрайние просторы бесхозной или отчуждённой земли. Так нам казалось в течение всего первого учебного года. Когда мы вернулись осенью с каникул, то увидели вблизи за забором новые пчелиные ульи. Их оказалось ровно 12, из чего в результате нашего обсуждения следовало, что их скоро закрепят по одному за каждым классом. Будем соревноваться по количеству и качеству производимого нашими пчёлками мёда. Не судьба. В октябре состоялся исторический пленум ЦК КПСС. Как оказалось, руководство сменилось не только там наверху, но и в нашем учебном заведении. Исчезли ульи. Школу возглавил Заслуженный Учитель УССР М. Я. Каём. Наш интернат сначала имел весьма длинное название: «Киевская специализированная школа-интернат физико-математического профиля при Киевском ордена Ленина Государственном университете имени Тараса Григорьевича Шевченко». И мы, её первые выпускники гордились как этим названием, так и названием приобретённой специальности физик-лаборант. Как я теперь понимаю, при новом руководстве школу от жизни решили отвязать и вернуться к 10-летнему среднему образованию. Спустя год после нашего выпуска специальность физик-лаборант отменили для десятиклассников, которые одновременно со старшими на год «специалистами» получили возможность побороться за места в престижных высших учебных заведениях. Однако великолепный изоморфизм имени Кривошея Ивана Степановича (сопоставить класс физмат-школы с ульем), несмотря на его несостоявшееся воплощение, может послужить примером будущим реформаторам образования. Представьте себе современный бизнес лицей, где каждому учащемуся достанется по козлу или тёлке для выработки навыков смежной профессии.
|
|